Шахматы как стратегия
И даже, как бы дико это ни звучало, пробудить в нем страсть к мечте, чувство вдохновения. Но «мечтательность» для большинства российских граждан всегда являлась самым страшным пороком. Они не хотят становиться великими. Они не желают представлять собой что-то, чего им «не положено». Им не нужны рецепты о том, «как этого достичь» – тем более поданные в такой страстной, императивной манере. Чем российский менеджер отличается от западного? Западный хочет возглавить крупную компанию и удивить мир своим уникальным примером, «стать легендой». Российский же желает обедать в дорогих ресторанах, носить актуальные шмотки и щупать стриптизерш за ягодицы. Его главное качество – не столько «состязательная агрессия», сколько банальная животная наглость, а лучший прием – не многоходовая комбинация, а удар соперника ломом по голове. Это, разумеется, «ошибка в выборе цели». Но поделать с этим ничего нельзя, «тут всю систему менять надо». Какое уж тут «творческое начало», не говоря уже об «интуиции». Есть еще одно «кондовое выражение», даже два: «Тебе че, больше всех надо?» и «Ты че, самый умный?». Пока эти выражения являются основой любой общественной и индивидуальной реакции, о «прогрессе личности» лучше забыть до лучших времен. Утирая фраком слезы, слезы боли и стыда. Но забыть. До лучших времен.
Рекомендации Каспарова, конечно, могут помочь – он говорит вполне очевидные вещи. Но Владимир Набоков (в книге упомянутый) тоже мог читать лекции по русской литературе. Однако большинство его слушателей желали просто «набить руку во всякой там словесности», не предполагая своего развития дальше места репортера в одной из центральных газет. Гений начинается с очарованности, он должен войти в незнакомый и прекрасный для себя мир, стремясь постичь его природу до самой мелкой детали. Для этого гению, как правило, необходим авторитет. И Каспаров, и Набоков, безусловно авторитеты в своих областях (а у них, в свою очередь, тоже были свои учителя и авторитеты). Только их опыт интересует аудиторию, как правило, с сугубо технической точки зрения.