Шахматы для самых маленьких
– Можете играть. Человечки, как завороженные, смотрели на два шахматных войска, готовых к шахматному поединку. Кони нетерпеливо постукивали копытами, слоны тяжеловесно переступали с ноги на ногу, белые и черные пешки были готовы по первому требованию вступить в бой.
И сражение началось. А за ним и второе, и третье… Шахматные фигуры послушны своим маленьким командирам. Так играйте же в них, играйте!
Советы родителям
Чтобы малыш научился расставлять начальное положение, поиграйте с ним в следующие дидактические игры:
1. «Войско из мешочка». Спрячьте в непрозрачный мешочек все шахматные фигуры. Малыш должен вынимать по одной и правильно ставить на шахматную доску. В конце игры на доске должно стоять начальное положение. Если малыш будет ошибаться, поправляйте его.
Во втором варианте игры после ошибки ребенка вы сами продолжаете расставлять фигуры и тоже «ошибетесь». Постарайтесь «ошибиться» так, чтобы ребенок заметил вашу промашку и с укоризной или восторгом запротестовал: «Неправильно!» Так по очереди вы расставляете все 32 шахматные фигуры на их места.
В третьем варианте игры расставляйте фигуры по одной по очереди.
2. «Соседи». Покажите малышу две любые шахматные фигуры и спросите у него: «Стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции?» Ребенок отвечает, затем сам отбирает две фигуры и задает тот же вопрос вам. Так, меняясь ролями, играете дальше.
3. «Лови – не лови». Приготовьте мяч и, задавая малышу вопросы, связанные с начальным положением, бросайте его ребенку. Если ваш вопрос-утверждение верен, малышу надо поймать мяч. Если же нет, то мяч ловить нельзя. Типичные вопросы-утверждения: «В начальном положении у белых две ладьи?», «Конь расположен между ладьей и слоном?», «Ферзи стоят около королей?», «Черный король находится на белом поле?» Встаньте от ребенка подальше и не спешите, позвольте малышу продумать ответ или взглянуть на шахматную доску.
4. «Шахматные классики». Нарисуйте мелом на асфальте фрагмент шахматной доски «две клетки на восемь» и играйте на нем, как в обычные классики.