Шахматы для самых маленьких
«Соседи». Покажите малышу две любые шахматные фигуры и спросите у него: «Стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции?» Ребенок отвечает, затем сам отбирает две фигуры и задает тот же вопрос вам. Так, меняясь ролями, играете дальше.
3. «Лови – не лови». Приготовьте мяч и, задавая малышу вопросы, связанные с начальным положением, бросайте его ребенку. Если ваш вопрос-утверждение верен, малышу надо поймать мяч. Если же нет, то мяч ловить нельзя. Типичные вопросы-утверждения: «В начальном положении у белых две ладьи?», «Конь расположен между ладьей и слоном?», «Ферзи стоят около королей?», «Черный король находится на белом поле?» Встаньте от ребенка подальше и не спешите, позвольте малышу продумать ответ или взглянуть на шахматную доску.
4. «Шахматные классики». Нарисуйте мелом на асфальте фрагмент шахматной доски «две клетки на восемь» и играйте на нем, как в обычные классики. Но в уголках клеток малыш должен нарисовать шахматные фигуры в начальном положении. Играя, ребенок должен называть фигуры, нарисованные на тех клетках, куда он прыгает.
Попросите малыша: – вылепить из пластилина все 32 шахматные фигуры и правильно поставить их на шахматной доске;
– нарисовать в клетчатой тетради шахматную доску с фигурами, готовыми к шахматной игре;
– выложить из кубиков с рисунками шахматных фигур начальное положение.