Шахматы для самых маленьких
А то белый конь побьет черного короля, – проговорила Дюймовочка.
– А вот в таких положениях черного короля заматовал белый слон, – сказал Незнайка и одно за другим расставил четыре новых положения:
Потом Незнайка показал человечкам четыре положения, где мат черному королю поставил белый конь. Вот такие:
– А вот в таких двух положениях черного короля заматовала белая пешка, – промолвил Незнайка.
И еще две позиции расставил Незнайка. В них черная пешка дала мат белому королю.
– Какой же тут мат? – удивился Чиполлино. – Ведь пешки ходят вперед, вверх и бьют наискосок вверх.
– Совсем ты, Чиполлино, забыл, что белые пешки бьют наискосок вверх, а черные пешки бьют наискосок вниз. Тут черные пешки объявили мат, – усмехнулся Незнайка.
– Теперь мы будем учиться ставить мат, да? – спросил Мурзилка.
– Дa, но сначала немножко отдохнем, – улыбнулся Незнайка.
Советы родителям
Достижение мата – вот цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат, проиграл. Дети 3–5 лет с превеликим трудом усваивают понятие
мат, для них он недостаточно конкретен, неосязаем. Поэтому еще раз повторимся – не спешите.
Расставьте перед ребенком следующие положения и спросите малыша, стоит ли на доске мат черному королю. Если мата нет, то как ходить черным?
1. Нет мата: черные сыграют
1… ?b7.
2. На шахматной доске мат.
3. Нет мата: есть ход
1… ?b5.
4. Мат на доске.
5. Мат черному королю.
6. Мата нет. Черные пойдут
1… ?с8.
7. Нет мата:
1… ?:с2.
8. На доске мат.
9. Мат.
10. Нет мата. Черные побьют ладью
1… ?:а2.
11. Мат черному королю.
12. Нет мата. Черные отойдут королем
1.?b8.
13. Мат.
14. Нет мата:
1… ?:а7.
15. Мат.
16. Нет мата. Черные пойдут
1… ?а2.
17. Мат.
18. Нет мата:
1… ?b8.
19. Нет мата. Черные побьют слона
1… ?:сЗ.
20.