Шахматы для самых маленьких
Нехорошо
1.b4?? b5, и белым приходится отдавать свою лишнюю пешку путем
2.с4 bс.Эту идею полезно запомнить; после
1…b5одна черная пешка успешно противостоит двум белым. Поэтому белым надо играть
1.с4!(т. е. вначале вперед идет пешка, перед которой нет пешки противника). И теперь черные теряют свою единственную пешку
1…b5 2.сb.
6. И здесь подтверждается правило, что двигаться вперед должна пешка, перед которой нет пешки противника. Выигрывает
1.а4!b6 2.b4!b5 З.аb.А вот
1.b4?b5!(но не
1…b6? 2.а4b5З
.аb)
2.а4baЗ.b
5 аЗ
4:b6а25:b7а1 ?6.b8 ?ведет только к ничьей.
7. А в этом примере нельзя бездумно ставить пешку под бой
1.а5?? bа!2.b4 аb!Выигрывает
1.b4! b5 2.аb(или
2.а5, но при прочих равных условиях лучше бить пешку партнера).
На фрагментах шахматной доски разыграйте с малышом не только двухпешечные и трехпешечные положения, но и позиции с большим количеством пешек. С детьми 3,5 лет разыграйте положения 1 и 2:
Кроме позиций 1 и 2 с детьми 4,5 лет разыграйте позиции 3–13:
С детьми 5,5 лет разыграйте и положения 14–22:
С особо одаренными детьми можете разыграть и позиции 23–25:
В положениях 1 и 2 белые выигрывают в один ход, побив черную пешку. В позиции 3 выигрывает
1.аb?(но возможно и
1.аb?)
а1 ?2.?:а1.Зеркальная позиция 4 выигрывается так:
1.bа ?b1 ?2.?:b1.В положении 5 выигрывает и
1.аb?,и
1.bа ?.Например:
1.аb?а1 ?2.?:а1или
1…аb?2.?:b1.Если же белые превращают пешку не в ферзя, а в иную фигуру, то они проигрывают. Например:
1.bа??b
а ?!или
1.bа ??b
1 ?! 2.?b2 ?:а1!, и ладья в западне. В положении 6 белые проигрывают сразу же, обе их пешки лишены подвижности и не имеют хода. В позиции 7 следует играть
1.а4 ?(или
1.а4 ?)
а1 ?2.?:а1.В следующем положении белые играют
1.b2, и у черных нет ходов. В позиции 9 выигрывает только
1.а4 ?!b1 ?2.?аЗ!, и черные должны ставить ферзя под бой. В позиции 10 белые побеждают, пожертвовав пешку 1:
b3a
b(или
1…аЗ 2.b4 ?а2З.b
а)
2.b2.В положении 11 белым нельзя играть
1.b2? а2!2:b3 ab.Но после
1.а2обе черные пешки недвижимы.