Шахматы для самых маленьких
Вернемся к нашим дидактическим позициям. Ребенок играет во всех положениях белыми и начинает. При точной игре противников белые выигрывают в позициях 1–10, 13, 14, 17–19, а в остальных положениях шахматные сражения заканчиваются ничьей. В четырех первых положениях белые выигрывают в один ход, сразу побив черную ладью. В четырех следующих позициях белые одерживают победу в два хода. Сначала они берут любую черную ладью, а вторым ходом – оставшуюся. В позиции 9 сразу решает
1.?:аЗ, а в 10 –
1.?:b2. В положении 11 к ничьей ведет
1.?а З ?b1 2.?а2 ?bЗ 3.?а1 ?b2 4.?а З ?b1и т. д., а в 12
1.?b2!и дальнейшее уклонение от размена. В двух следующих положениях в один ход выигрывает
1.?:а4. В 15 для ничьей достаточно и
1.?а2, и
1.?а З, а в 16 и
1.?b1, и
1.?b4. В положениях 17–19 белые сразу бьют черную ладью, а в двух последних позициях при точной игре – ничья. В 20 можно играть
1.?b1или
1.?с2, а в 21 нельзя играть
1.?a1или
1.?d4.
Занятия с детьми 4,5 лет желательно разнообразить положениями 22–32:
В позиции 22 выигрывает только
1.?:b2. Особенность следующих двух положений в том, что начинающая сторона проигрывает. Положения призваны активизировать мысль ребенка, заставить его призадуматься и сказать: «Ты начинай!» В положении 25 ничью дает только
1.?а2и дальнейшее уклонение от размена ладьями. Позиции 26 и 27 решаются одним ходом
1.?:bЗ. В 28 надо играть
1.?а4, а затем располагать ладью на неатакованных полях вертикали «а». Это гарантирует ничью. В позиции 29 быстрее всего выигрывает
1.?с1или
1.?сЗ– важно ограничить подвижность черной ладьи, а не играть прямолинейно на размен (любопытно, что данная позиция предлагалась для разыгрывания детям 9–10 лет, которые затрачивали на поиски путей к победе гораздо больше времени, обычно начиная так:
1.?1а2 ?b1 2.?а1 ?b2 3.?За2 ?bЗи т. д.). В три хода выигрывают белые в позиции 30 после хода любой ладьей на «а2» или «b1».
Чтобы достичь ничьей в положении 31, надо вначале сыграть
1.?а4и затем аккуратно подбирать места остановок белой ладьи.