Шахматы для самых маленьких
В 24 решает
1.?а2 ?b2 2.?:аЗ ?b1 3.?а2. В двух следующих позициях при точной игре противников – ничья. Так, в положении 25 белым надо играть
1.?а2, и черным приходится маневрировать ладьями только по линии «b», иначе обе ладьи проигрываются. Например:
1… ?Зb2 2.?аЗ ?bЗ 3.?а2 ?1b2 4.?а1с легкой ничьей. В позиции 26 к ничьей приводит
1.?bЗ! ?а2 2.?1b2или
2.?Зb2, белым нельзя только покидать ладьями вертикаль «b». В позиции 27 надо играть
1.?а1! ?bЗ! 2.?а2! ?b2 3.?:аЗ ?b1 4.?а2с победой. В 28 решает
1.?b2 ?bЗ 2.?:а2. А в 29 –
1.?:аЗ ?а2 2.?:а2. Перед разыгрыванием положения 33 ребенку желательно объяснить, что для выигрыша здесь надо сделать такой первый ход, чтобы ладье было некуда пойти. Ход этот
1.?а2, и черные в цугцванге. В то время как прямолинейная атака ладьи приводит лишь к ничьей (как и в положении 32). Например:
1.?аЗ?(выпуская победу)
?b1 2.?а4 ?b2 3.?а1 ?bЗ!(но не
3… ?b4? 4.?а2!)
4.?а4! ?b2!(но не
4… ?b1из-за
5.?аЗ!)
5.?а1! ?bЗ! 6.?а2 ?b4 7.?аЗ ?b1. Как вы уже убедились, черным надо играть с достаточной точностью. В позиции 35 быстрее всего ведет к победе
1.?а2или
1.?с1, и черный слон теряется. А в последнем положении лучше всего
1.?с1!, и у ладьи нет приемлемого поля для отступления. Дети 4–5 лет чаще играют
1.?а2, атакуя ладью. В этом случае после
1… ?сЗрешает централизация ферзя
2.?b2. Если ребенок не может найти алгоритма решения, помогите ему.
С детьми 5,5 лет разыграйте и положения 37–58:
В позиции 37 белым следует побить любую из ладей, например
1. ?:а2 ?а1 2.?:b2, с победой. В положении 38 решает только
1.?:b2! ?b1 2.?:а2.В 39 к выигрышу ведет
1.?:b2! ?:b2 2.?:b
2, в 40 –
1.?:а2, в 41 –
1.?:b2!В положении 42 проигрывает
1.?:b1 ?:а2 2.?bЗ ?:bЗ.Чтобы сделать ничью, надо найти два точных хода:
1.?аЗ! ?b2 2.?1а2!, и черным приходится отдавать ферзя за ладью. Не менее интересно и содержательно протекает борьба в тех положениях, где от белых также требуется точность.