Шахматы для самых маленьких
Выполняется она так: король прыгает через клетку по направлению к ладье, а ладья перескакивает через него и становится рядом. Например: белый король стоит на поле «е1», а ладья – на поле «h1» (о начальной расстановке фигур подробно будет сказано в последней главе). При выполнении рокировки король становится на поле «g1», а ладья – на поле «f1». Это короткая рокировка.
Если белый король стоит на поле «е1», а ладья – на поле «а1», то рокировка совершается так: король становится на поле «с1», а ладья – на поле «d1». Это длинная рокировка. Подобным же образом рокируют черные.
Итак, малыш получил первое представление о шахматах. Пора поиграть с ними по всему комплексу шахматных правил. Расставьте на доске ограниченное количество шахматных фигур и поиграйте с ребенком. Разыграйте положения со следующим соотношением сил:
1. Король и ферзь против короля.
2. Король и ладья против короля.
3. Король и две пешки против короля и т. п.
Ребенок должен поиграть и за сильнейшую, и за слабейшую сторону.
Объясните малышу, что мат легче всего объявить, если короля оттеснить на крайнюю линию или в угол (там у короля минимальная подвижность).
Следует признать, что даже подобные достаточно элементарные для взрослого положения вызывают огромные затруднения у малышей. Поэтому игру «на мат» с детьми 3–5 лет лучше вести на первых порах на фрагментах шахматной доски.
На фрагменте шахматной доски «две клетки на три» разыграйте следующие положения:
1. В два хода матует
1. аЗ ?+ (1. аЗ ?ведет к пату, не выигрывает
1. аЗ ?
+и
1.аЗ ?) ?
b1 2.?а2Хили
2.?b2Х.
2. Решает
1.bа ?!(дольше и замысловатее путь к победе после
1.bа ?– 1… ?а1 2 ?b2+ ?b1 3. аЗ ?Х; а все остальное приводит лишь к ничьей.
1.bа ?? ?а1, белым пат:
1.?:аЗ? ?а1 2.bЗ ?, черным пат)
1… ?а1 2.?b2Х.
3. У белых два красивых пути к победе:
1.?:аЗ+! ?:аЗ 2.?:b2Хи
1.?:b2+ ?:b2+ 2.?:b2Х.
4. Хорошо и
1.?:аЗ+! ?:а32.?а2Х, и
1.?:b2+! ab2.?а2Х(или
2.?:b2Х).
5.