Шахматы для самых маленьких
В положении 37
1.?:b2проигрывает после
1… ?:b2 и 2… ?:а2, а 1.?:а2гарантирует ничью. В следующей, 37-й, позиции решает
1.?:а2 ?а1 2.?:a1, а в положении 39 –
1.?:а2!(но не
1.?:а2 ?:b1, и белые даже проигрывают!) В позиции 40 следует играть
1.?а2! ?b1 2.?b2, и капкан захлопнулся. В положении 41 выигрывает только
1.?a1! ?b2 2.?а2!Любопытный путь к победе демонстрируют белые в положении на следующей диаграмме:
1.?b2 ?а4 2.?a1! ?b4 3.?а2 ?bЗ 4.?аЗ! ?b1 5.?b2!, и черная ладья проигрывается. Но возможно и
3.?а З ?bЗ!(если
3… ?а4, то
4.?а2!)
4.?а2! ?b1 5.?b2!Если в позиции 43 белые сыграют
1.?a1, то они проиграют, как в положении 42 черные. Но после
1.?b2!белые добиваются ничьей, ведь черным приходится жертвовать слона
1… ?а4 2.?:bЗ. После хода
1.?b2белые демонстрируют прием, который называется «связка» – черный слон «связан», он не может отойти, потеряется ладья. Используя «связку», белые делают ничью и в позиции 45 –
1.?а2!Согласованные действия ладьи и слона могут лишить ходов черную ладью в позиции 44 –
1.?b1 ?с2 2.?b2!или
1.?b2 ?bЗ(или
1… ?с2)
2.?а2, 2.?b1, и черные должны признать свое поражение.
С особо способными и одаренными детьми рекомендуем разыграть положения 46–59:
В положении 46 нельзя играть
1.?b2? ?с2– белые теряют слона, и дело кончается ничьей. Быстрее всего выигрывает
1.?а З! ?bЗ 2.?b2. В позиции 47 надо играть на «связку»
1.?аЗ!(
1.?а2? ?:а2ведет к ничьей), и теперь совсем плохо для черных
1… ?с1из-за
2.?:bЗ, но у черных есть два хитрых хода
1… ?а2!и
1… ?с2!После
1… ?а2!неожиданно лишь к ничьей приводит
2.?:а2? ?b3(проигрывает
2… ?с1?? 3.?с2!)
3.?с2 ?сЗ 4.?b2 ?аЗ, и черная ладья не ловится! Правильно
2.?:сЗ!! ?:b1 3.?bЗ!и белые выигрывают по известным образцам, заняв ладьей центральное поле. Так же и после
1… ?с2нельзя играть
2.?:bЗ? ?с1!с ничьей. Надо опять-таки бить ладью
2.?:с2! ?:с2 3.?а2!с победой. В позиции 48 очевидное
1.?:сЗ? – грубая ошибка. После
1… ?:b1белому слону некуда отступить.